Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Данная курсовая работа посвящена экономическому росту, его типам, а также особенностям российского экономического роста. В настоящее время экономический рост является одним из наиболее важных финансовых показателей, который определяет уровень развития общества.
Экономический рост – это устойчивое долгосрочное увеличение производства товаров и услуг. Обеспечение прибыльности предприятия на современном этапе развития экономики, характеризуется высокой степенью неопределенности и риска, является важной и сложной задачей в системе стратегического управления предприятием. Именно поэтому политика по управлению прибылью должна быть согласованна с основными задачами предприятия в сфере стратегического управления и способствовать рациональному использованию потенциала предприятия. Определению сущности прибыли и ее роли в деятельности посвящены труды Ю.К. Баженова, И.А. Мухиной, Е.Н. Клочковой, Е.С. Колчевой, А.М. Магомедова.
Цель написания курсовой работы – исследовать теоретические основы управления экономическим ростом. Задачи исследования:
- исследовать теоретические основы экономического роста;
- проанализировать политику управления экономическим ростом на примере производственного предприятия ООО «ПТО 50 лет Октября»;
- разработать мероприятия по увеличению экономического роста.
Объект исследования – компания по производству металлических изделий ООО «ПТО 50 лет Октября» Предметом исследования курсовой работы выступает экономический рост. Методологический инструментарий: горизонтальный и вертикальный анализ, метод относительных и абсолютных величин, динамический и статистический анализ, факторный анализ.
Курсовая работа включает введение, три главы, заключение, список использованных источников и приложения.
Глава 1. Теоретические основы экономического роста
1.1. Понятие и факторы экономического роста
Экономический рост — это процесс увеличения и улучшения национального производства, благодаря чему страна может выпускать больше товаров и услуг, а также повышать их качество [24, c.65].
Экономическое развитие – это положительное улучшение экономики в виде расширения производства за счет повышения качества жизни рабочего персонала и различных общественных сфер.
Экономическое развитие и экономический рост – совершенно разные показатели, которые отличаются своей сутью, т.к. рост определяется, в первую очередь, количественными изменениями производства, а развитие — качественными.
От того, по каким причинам происходит увеличение производства, выделяют экстенсивный и интенсивный экономический рост [21, c.25].
Экстенсивный рост – это увеличение производственных возможностей государства за счёт расширения количества использованных ресурсов.
Интенсивный рост – это увеличение производственных возможностей государства за счёт более эффективного использования того же количества ресурсов [22, c.54].
Факторы экстенсивного роста – увеличение количества природных, трудовых и капитальных ресурсов – имеют существенное значение, но развитие экономики «вширь» рано или поздно столкнётся с проблемой ограниченности ресурсов на данной территории [17, c. 22]
Факторы интенсивного роста – инновационные технологии, повышение производительности труда, управления и инфраструктуры – развивают экономику «вглубь», выводя жизнь государства на новый качественный уровень.
Рассмотрим факторы экономического роста подробнее:
Рисунок 1 – Факторы экономического роста
Для современной экономики важнейшим фактором развития становится научно-технический прогресс – непрерывное внедрение новшеств в организацию быта, производства и труда на основе научных достижений. Научно-технический прогресс пронизывает все сферы человеческой деятельности.
Реализацию запланированной стратегии обеспечивает решение ключевых задач механизма управления рентабельностью предприятия [12, с. 105], а именно:
1) планирование доходности от обыкновенной деятельности компании;
2) выявление резервов максимизации прибыли за счет видов деятельности;
3) выявление резервов роста рентабельности за счет оптимизации издержек;
4) принятие мер, направленных на рост производительности труда, более полное использование основных фондов; уменьшение материальных затрат и затрат на обслуживание производства;
5) увеличение объема реализуемой продукции, а также, конечно, снижение себестоимости продукции;
6) усиление конкурентоспособности за счет определения допустимого уровня финансовых рисков [14, c.59].
Основными методами увеличения уровня рентабельности продукции являются: осуществление мер по повышению производительности труда; наращивание объемов производства и реализации продукции; снижение себестоимости продукции путем уменьшения затрат на ее производство и реализацию; максимальная отдача от вложенных в производство материальных, трудовых и денежных ресурсов; осуществление эффективной ценовой политики с учетом спроса и предложения на рынке; обеспечение грамотного подхода к построению договорных отношений с поставщиками и покупателями; эффективное использование ранее полученной прибыли 16, с. 165].
Основная ответственность за реализацию ценовой, договорной политики и ресурсной базы предприятия на работниках службы планирования, учета и анализа.
1.2 Политика управления экономическим ростом на микроуровне, факторы на нее влияющие
Актуальность исследования проблемы управления экономическим ростом на микроуровне обуславливается необходимостью формирования долгосрочных конкурентных преимуществ предприятия на рынке, что требует комплексного и системного развития производственной сферы, активизации инновационной деятельности, повышения эффективности маркетинговой деятельности, развития корпоративной культуры и т.д. Основным источником финансирования такого развития является прибыль предприятия, поэтому вопросы управления прибылью приобретают первостепенное значение.
Прибыль и рентабельность как производственных, так и торговых организаций важно повышать для возможности расширенного воспроизводства.
Важно обеспечение поиска резервов роста прибыли, которые представены на рисунке 2.
Рисунок 2 – Резервы роста прибыли организации [12, c. 75]
Для эффективного управления прибылью предприятия необходимо уделять достаточно внимания всем этапам классического процесса управления: планированию, организации, мотивации и контроля. Следует отметить, что несмотря на достаточное количество научных публикаций по тематике управления прибылью, недостаточно исследованными остаются вопросы управления прибылью с позиции концепции стратегического управления, адаптации процедуры стресс-тестирования к процессам управление прибылью в условиях риска и неопределенности.
Определения понятия управления прибылью разными учёными-экономистами рассмотрены на рисунке 3. Задачи управления прибылью организации рассмотрены ниже на рисунке 4. Оперативное управление прибылью являет собой воздействие на формирование прибыли для достижения тактических целей.
Рисунок 3 – Определения понятия управления прибылью разными учёными-экономистами
Повышение эффективности управления прибылью предполагает согласование стратегии управления прибылью с общей стратегией управления предприятием. Как составляющая стратегического управления предприятием прибыль требует уточнения таких аспектов, как подходы к управлению прибылью, задачи и принципы управления прибылью, элементы системы управление прибылью и т.д. [20, c. 32].
Рисунок 4 – Задачи управления прибылью организации [250, c. 58]
Систематизирует основные подходы к управлению прибылью следующим образом: стратегический (разработка системы управления прибылью с учетом стратегической направленности развития предприятия); организационный (процесс управления прибылью рассматривается как комплекс организационно-управленческих решений); системный (система управления прибылью является совокупностью функциональных подсистем управления, которые в процессе взаимодействия обеспечивают экономическую эффективность от управления прибылью).
Общей чертой вышеприведенных подходов является формулировка основной цели управления прибылью предприятия – обеспечение экономической эффективности этого процесса, то есть рост прибыльности предприятия от усовершенствования управления прибылью должно компенсировать затраты на разработку и реализацию комплекса этих мер. В зависимости от внешней среды выделяют факторы внутренние и внешние, влияющие на экономический рост на рисунке 5.
Рисунок 5 - Состав факторов, влияющих на экономический рост
К внешним факторам относятся: природные условия; государственное регулирование цен, тарифов, налоговых ставок, процентов, штрафных санкций. Они не зависят от деятельности организации, но могут влиять на объём прибыли. Внутренние факторы делятся на производственные и внепроизводственные. Производственные факторы, характеризующие наличие, использование средств и предметов труда, трудовых ресурсов, в свою очередь подразделяются на экстенсивные и интенсивные [18, c.159].
Экстенсивные факторы воздействуют на процесс получения выручки от продаж и прибыли через изменение объёма средств труда.
Глава 2 Анализ экономического роста организации на примере
ООО «ПТО 50 ЛЕТ ОКТЯБРЯ»
2.1 Характеристика предприятия
ООО «ПТО 50 ЛЕТ ОКТЯБРЯ»
ООО «ПТО 50 лет Октября» было организовано 14 лет назад. Основной вид деятельности организации: производство стальных труб для газопровода.
Рассматриваемое предприятия ООО «ПТО 50 лет Октября» было основано и функционирует согласно законодательству РФ. Его деятельность основана на Учредительных документов (Уставе).
ООО «ПТО 50 лет Октября» - коммерческая организация, юридическое лицо, официально регистрировано, согласно Гражданского и Налогового кодексов РФ.
ООО «ПТО 50 лет Октября» вправе самостоятельно заключать договоры, контракты, приобретать имущественные и неимущественные права, нести обязанности, выступать в качестве ответчика и истца в народном, арбитражном и третейских судах.
ООО «ПТО 50 лет Октября» осуществляет независимо финансовую, производственную и экономическую деятельность, ведет бухгалтерскую отчетность, имеет расчетный, валютный счет в кредитных учреждениях, печать, штамп с наименование общества, компаниинный бланк.
Прибыль ООО «ПТО 50 лет Октября», полученная в ходе выполнения работ либо оказания услуг поступает в распоряжение организации и может быть использована только на основании решения общего собрания участников. Прибыль расходуется на формирование резервного фонда, на выплату дивидендов участникам Общества.
ООО «ПТО 50 лет Октября» один раз в шесть месяцев принимает решение о распределении чистой прибыли среди участников организации. Участники ООО «ПТО 50 лет Октября» вправе:
- принимать участие в управлении делами;
- принимать участие в получении информацию о деятельности предприятия;
- принимать участие в использовании прибыли компании;
- выйти из организации в любое время вне зависимости от их одобрения;
Участники ООО «ПТО 50 лет Октября» имеют следующие обязательства:
- обязаны осуществлять вклады в размерах, которые оговорены в учредительных документах;
- обязаны не разглашать конфиденциальную информацию;
- соблюдать нормы действующего законодательства в части персональных данных третьих лиц.
ООО «ПТО 50 лет Октября» имеет в составе резервный фонд, который равен 15% от суммы уставного фонда. По решению собрания, денежные средства, отчисляемые в него, осуществляются перечислением ежемесячно в размере 5 % от прибыли.
ООО «ПТО 50 лет Октября» управляет собрание участников. Органами управления ООО «ПТО 50 лет Октября» являются:
- собрание участников компании;
- единственный исполнительный орган компании.
К компетенции общего собрания относятся:
- внесение поправок и дополнений в устав компаний и её реорганизация;
- ликвидация организации, утверждение ликвидационной комиссии;
- определение состава советов директоров, определение количества, номинальной стоимости объявленных акций;
- вопросы досрочного прекращения полномочий исполнительного органа компании;
- разработка приоритетных направлений деятельности общества, в том числе принятия решения о заключении крупных сделок.
Прекращение общества происходит путем его реорганизации (слияния, присоединение, разделения, выделения, преобразования) или ликвидации.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 16.12.2019 г.). – М.: Проспект, 2020. – 112 с.
2. Налоговый Кодекс Российской Федерации. Часть 1 (ред. от 27.12.2019 г.) (с изм. от 01.01.2020 г.). – М.: Проспект, 2020. – 64 с.
3. Налоговый Кодекс Российской Федерации. Часть 2 (ред. от 27.12.2019 г.) (с изм. от 01.01.2020 г.). – М.: Проспект, 2020. – 72 с.
4. Федеральный закон Российской Федерации «О бухгалтерском учете» №402 от 06.12.2011 г. (ред. от 26.07.2019 г.) (с изм. от 01.01.2020 г.) // Собрание Законодательства Российской Федерации. – 2020. – № 2.
5. Федеральный закон от 26.12.1995 г. № 208-ФЗ (ред. от 04.11.2019 г., с изм. от 07.04.2020 г.) «Об акционерных обществах // Собрание Законодательства Российской Федерации. – 2020. – № 24.
6. Приказ Минфина России от 06.05.1999 г. № 32н (ред. от 06.04.2015 г.) «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99» (Зарегистрировано в Минюсте России 31.05.1999 г. № 1791) // Собрание Законодательства Российской Федерации. – 2015. – № 4.
7. Приказ Минфина России от 06.05.1999 г. №33н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99» (Зарегистрировано в Минюсте России 31.05.1999 г. № 1790) // Собрание Законодательства Российской Федерации. – 2015. – № 7.
8. Приказ Минфина России от 06.10.2008 г. № 106н «Об утверждении положений по бухгалтерскому учету» (ПБУ 1/2008) Собрание Законодательства Российской Федерации. – 2017. – № 14.
9. Бурлак, Е.В. Рентабельность, самый результативный показатель на предприятии / Е.В. Бурлака // Приоритетные направления развития образования и науки Сборник материалов Международной научно-практической конференции. В 2-х томах. Редколлегия: О.Н. Широков [и др.]. – 2017. – С. 139-141.
10. Ваганова О. В. Рентабельность как фактор повышения эффективности деятельности предприятия / О. В. Ваганова, С. А. Кучерявенко, С. Г. Стенюшкина // Научный результат. Серия «Экономические исследования». - 2014. - № 2. - С. 101-108.
11. Грибов, В.Д. Экономика предприятия в схемах: учебное пособие / В.Д. Грибов, В.Р. Веснин. – М.: Проспект, 2017. – 412 с.
12. Дементьев, М.Ю. Резервы повышения прибыли и рентабельности на предприятии / М.Ю. Дементьев, Н.Н. Шульга // Фундаментальные и прикладные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации сборник статей победителей III международной научно-практической конференции. – 2017. – С. 74-77.
13. Ивашенцева, Т.А. Экономика предприятия: учебник / Т.А. Ивашенцева. – М.: КноРус, 2016. – 284 с.
14. Зубарева Е. В. Факторный анализ прибыли (финансового результата) компании / Е. В. Зубарева // Вестник магистратуры. - 2016. - № 5-3 (56). - С. 69-75.
15. Камдин, А.Н. Анализ финансовых результатов и оценка эффективности деятельности предприятия / А.Н. Камдин, Д.Т. Утешева // Экономика и социум. – 2015. – № 2-2 (11). – С. 405-413.
16. Картовенко Д. А. Механизм управления финансовым результатом организации / Д. А. Картовенко // Образование и наука без границ: социально-гуманитарные науки. - 2017. - №7. - С. 46-49.
17. Клочкова, Е.Н. Экономика предприятия: учебник для прикладного бакалавриата / Е.Н. Клочкова, В.И. Кузнецов, Т.Е. Платонова; под редакцией Е. Н. Клочковой. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 447 с.
18. Колчева, Е.С. Управление прибылью и рентабельностью на предприятии / Е.С. Колчева // Экономика и социум. – 2018. – № 1 (44). – С. 428-430.
19. Лищенко, А. А. Факторный анализ управления финансовым результатом страховой компании / А. А. Лищенко // Прорывные экономические реформы в условиях риска и неопределенности: сборник трудов конференции. - Уфа: ООО «Агентство международных исследований». - 2018. - С. 115-118.
20. Магомедов, А.М. Экономика организаций торговли: учебное пособие / А.М. Магомедов. – Махачкала, 2019. – 239 с.
21. Селезнева, Н.Н. Финансовый анализ [Текст] / Н.Н. Селезнева, А.Ф. Ионова. - М.: Юнити-Дана, 2020.- 479 с.
22. Тахумова, О.В. Анализ финансовой устойчивости, платежеспособности и ликвидности организации / О.В. Тахумова, А.А. Симоненко, А.М. Гредасов, О.А. Мартыненко, Т.Л. Маликова // Экономика и предпринимательство. – 2019. – № 5 (106). – С. 951–954.
23. Халиуллина А. Р. Факторный анализ рентабельности продаж предприятия / А. Р. Халиуллина, Д. О. Корнева // Студенческая наука XXI века. – 2015. - №3. – С. 167-169.
24. Шипилова Э. В. Показатели рентабельности предприятия / Э. В. Шипилова // Новый университет. Серия «Экономика и право». - 2012. - № 6 (16). - 46-48.
25. Чайников, В.В. Экономика предприятия (организации): учебное пособие / В.В. Чайников, Д.Г. Лапин. – М.: Юнити, 2017. – 448 c.
26. Чалдаева, Л.А. Экономика организации: учебник и практикум для вузов / Л.А. Чалдаева, А. В. Шаркова. – 2–е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 361 с.
27. Официальный сайт Росстата [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru (дата обращения 17.12.2021).
28. Финансовый менеджмент. Учебное пособие [Текст] / Под ред. проф. Е.И. Шохина. – М.: ИД ФБК-Пресс, 2019. – 408 с.
29. Финансовый менеджмент: Учебник для вузов [Текст] / Поляк Г.Б., Акодис И.А., Краева Т.А. и др. - М.: Юнити-Дана, 2019. – 404 с.
30. Финансы компаний: Учебник для вузов [Текст] / Н.В. Колчина, Г.Б. Поляк, Л.П. Павлова и др. — М.: Юнити-Дана, 2018. - 447 с.
31. Шеремет, А.Д. Методика финансового анализа [Текст] / А.Д. Шеремет, Е.В. Негашев. – М.: Инфра-М, 2018. – 208 с.
32. Чернов, В.А. Экономический анализ [Текст] / В.А. Чернов. - М.: Юнити-Дана, 2019. – 686 с.
33. Чечевицина, Л.Н. Микроэкономика. Учебное пособие [Текст] / Л.Н. Чечевицина. – Р-на-Д.: Феникс, 2018. – 352 с.
34. Экономика компании. Учебник [Текст] / Под ред. С.А. Балиева. - М.: ИНФРА-М, 2019. – 672 с.
35. Экономика компаний. Учебник [Текст] / Под ред. д.э.н., проф. Н. А. Сафронова. – М.: Юристъ, 2020. – 580 с.
36. Экономика производственной компании. Учебник для вузов [Текст] / Под ред. А.И. Гребнева. – М.: Экономика, 2018. – 362 с.
37. Экономический анализ. Учебник [Текст] / под ред. Проф. Л.Т. Гиляровской. – М.: Юнити-Дана, 2019. – 615 с.